Совет Торгово-промышленной палаты (ТПП) считает, что повышение НДС с 1 января негативно повлияет на уже заключенные госконтракты: они могут стать невыгодными из-за того, что в договоры уже нельзя заложить новую ставку налога. ТПП отмечает, что сильнее других может пострадать IT-отрасль.
Совет ТПП направил письмо в Минкомсвязь, Минфин и Минпромторг, в котором предупреждает о сложностях для IT-компаний. В сообщении отмечается, что такие организации выполняют большое количество государственных и муниципальных контрактов, заключенных в этом году и ранее, срок исполнения которых истекает после 1 января 2019 года. В то же время в законе, увеличивающем ставку НДС после января 2019 года с 18 до 20%, вопросы, связанные с переходом, не урегулированы, а также не урегулирована возможность увеличения стоимости контрактов в связи с увеличением налоговой ставки.
Согласно закону № 303, с 1 января 2019 года повышается ставка налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.
В конце августа Минфин опубликовал информационное письмо с разъяснением по вопросам изменения стоимости контрактов, заключенных по ФЗ № 44 (регулирует государственные и муниципальные закупки товаров и услуг). Из письма следует, что перезаключать госконтракты из-за повышения ставки могут только те компании, которые реализуют крупные и долгосрочные контракты. В частности, речь идет о договорах, которые заключены более чем на три года (поставки для федеральных или региональных нужд) или более чем на год (муниципальные нужды), а стоимость контракта превышает 10 млрд, 1 млрд и 500 млн руб. соответственно.
Совет ТПП сделал вывод, что во всех остальных случаях налог будет уплачиваться за счет поставщика, заключившего госконтракт на сумму, меньшую указанной в письме Минфина. «Предоставление возможности изменения стоимости контракта только поставщикам, имеющим крупные и долгосрочные контракты, ведет к неравенству условий предпринимательской деятельности», – указывается в письме ТПП. Совет просит пояснить, как оформлять переходные контракты так, чтобы изменения не привели к проблемам с ФНС.
В этом году госорганы разместили на сайте zakupki.gov.ru более 2,9 млн извещений о закупках на сумму почти 7,4 трлн руб.
Стоимость госконтрактов в сфере IT – 100–200 млн руб., большинство из них заключается на срок не более года. Однако есть компании, которые занимаются фундаментальной IT-разработкой в рамках госконтракта, и этот процесс занимает больше года. Например, это разработчики программного обеспечения или IT-систем. Как правило, эти контракты обладают очень низкой маржинальностью и, помимо инфляции, не учитывают прочих рисков. По таким компаниям сильно ударит повышение НДС и отсутствие возможности перезаключить госконтракт.
Ещё одна категория поставщиков из сферы IT – системные интеграторы (создают, развивают и сопровождению IT-структуры предприятий).
Они попадают под исключение Минфина, но у них возникает проблема с тем, что они не до конца понимают, как именно они могут пересчитать госконтракт и как им учитывать повышение ставки НДС. Просьба о пояснении со стороны профильных ведомств исходит в основном от них.
Но проблемы с повышением НДС касаются не только IT, но и всех сфер. Особенно тех отраслей, в которых много «переходящих» контрактов. Это компании, которые занимаются опытно-конструкторской деятельностью и выполняют заказы, с которыми невозможно уложиться в срок 12 месяцев. Например, проектирование самолетов или масштабное строительство.
Повышение НДС принесет серьезные убытки компаниям, которые не смогут перезаключить контракты. По оценке Комлева (председатель совета ТПП), убыток исполнителя составит примерно 3% от суммы, указанной в договоре.
Глава представительства Acer в России Дмитрий Кравченко уверен в том, что повышение ставки НДС является существенным внешним фактором, который должен учитываться в дополнительном соглашении с заказчиком.
Как пояснил член экспертного совета по закупкам при правительстве Михаил Шелоумов, по ФЗ № 44 цена контракта является фиксированной, ее нельзя увеличивать, кроме случаев, прописанных в ст. 95. Она допускает увеличение количества предусмотренного контрактом товара, объема работ или услуг не более чем на 10% по предложению заказчика, но они должны оплачиваться исходя из той же стоимости, что указана в контракте. По словам Шелоумова, на узкоспециализированных рынках, где не так много поставщиков, заказчики за них сильно держатся. «Невозможность изменить сумму контракта с учетом новой ставки НДС может привести к возникновению серых схем по оплате поставщикам за выполненный объем работ», – указал он.