Страховая выплата — основная цель страховых правоотношений. При этом, несмотря на многочисленные научные исследования, правовая природа страховой выплаты до сих пор вызывает ряд вопросов.

Наибольшее число обращений граждан к юристам, работающим в области страхового права, связано с нарушениями страховых компаний в области ОСАГО. Такие явления, как задержка в выплате страхового возмещения, а то и вовсе, безосновательный отказ в выплате, к сожалению, возникают достаточно часто.

Например, нарушение сроков страховых выплат. Выплата по ОСАГО должна быть произведена в 30 календарных дней с момента предоставления полного комплекта документов.

Полный комплект документов включает в себя:

  1. справку о дорожно-транспортном происшествии,
  2. извещение о дорожно-транспортном происшествии,
  3. копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении
  4. свидетельство о регистрации ТС (копия),
  5. паспорт транспортного средства (копия),
  6. паспорт гражданина (копия),
  7. документы, подтверждающие право на страховую выплату (при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица);
  8. заключение независимой экспертизы о размере причиненного вреда, если такая экспертиза организована самостоятельно потерпевшим (если экспертиза организована страховщиком, заключения экспертов находятся у него);
  9. документы, подтверждающие оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
  10. документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;
  11. документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов;
  12. иные документы, которые потерпевший вправе представить в обоснование своего требования о возмещении причиненного ему вреда, в том числе сметы и счета, подтверждающие стоимость ремонта поврежденного имущества.

Важно! Прежде чем отдать оригиналы документов страховщику, снимите копии. При передаче обязательно получите документ, подтверждающий передачу Вами документов (с указанием даты принятия)!

За несоблюдение этого срока потерпевший имеет право требовать у страховой компании пени в размере  1/75 от учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый (!) день просрочки и не от суммы невыплаченного возмещения, а от всей страховой суммы.

Что делать? В этом случае все досудебные меры малоэффективны. Нужно взыскивать в суде сумму страхового возмещения и неустойку.

Вторая довольная частая проблема – это занижение суммы страховой выплаты

Доказательство подобного занижения суммы – одна из сложнейших проблем в области ОСАГО, которая ложится на плечи потерпевшего и в 99,99% случаев решается исключительно в суде.

Необходимо разделить две составляющие этой проблемы – во-первых, иногда ожидания потерпевшего неоправданно завышены. Потерпевший полагает, что ему причитается к выплате сумма, которую он заплатит за ремонт своего авто на фирменном сервисе и купив новые детали. Увы, но это совсем не так. Законодательство РФ (в частности пункты 63-64 Правил ОСАГО) говорит лишь о восстановительных расходах исходя из средних сложившихся в регионе цен, да еще и с учетом износа. Потерпевшим следует учитывать это при ожидании выплаты.

Однако в основной своей массе занижение суммы выплаты не связано ни с чем иным, кроме банальной работы коммерческой организации, которой является страховая компания, задача которой – заплатить как можно меньше и как можно позже, а лучше всего – не заплатить вообще. Поэтому потерпевшим необходимо быть готовым к занижению суммы выплаты, и к тому, как с этим бороться.

Что делать, если сумма к выплате кажется неоправданно заниженной? Причиной такого занижения является нормальное желание страховой компании сохранить свои денежные средства. Поскольку потерпевшие имеют диаметрально противоположные намерения – а именно получить более-менее нормальную страховую выплату, поэтому нужно быть  готовым к проведению собственной независимой оценки с последующими судебными разбирательствами.

Итак, для начала нужно помнить, что никто не снимал с потерпевшего обязанность предоставить в страховую компанию поврежденное имущество для осмотра. Чаще всего в роли таких осмотрщиков и выступают приближенные к страховой оценочные компании в лице экспертов. После того как подобный осмотр произведен, потерпевший подписывает акт осмотра. Этот документ может оказаться намного более важным, чем сам расчет к выплате. На его основе можно провести повторный расчет в действительно независимой организации в случае разногласий в сумме. Поэтому копию акта осмотра (напомним – вы ее подписываете, можете указать там свои замечания) необходимо получить на руки. Если эксперт вам ее не выдает – воспользуйтесь цифровым фотоаппаратом и переснимите себе этот документ.

При несогласии впоследствии с выплаченной суммой – ваш путь в другую экспертную организацию, перерасчет и подготовка искового заявления в суд. Далее начинается стадия судебного процесса с определением подсудности (право выбора при нескольких ответчиках принадлежит истцу), подготовки грамотного иска, оплаты госпошлины и, в конечном итоге, выход в сам процесс. Технология его ведения всегда индивидуальна, но надо понимать, что суть его сведется к определению того, какая экспертиза правильная. Иногда не обойтись и без назначения судебной экспертизы по данному вопросу.

Коротко повторим последовательность действий – обращение в страховую компанию, в случае получения направления в «их» экспертизу – предоставление автомобиля на осмотр, получение копии акта осмотра, ожидание выплаты, при несогласии с ее размером – подготовка собственного экспертного заключения, обращение в суд. Перед обращением в суд можно отправить в страховую досудебную претензию. Также напоминаем, что следует всегда сохранять копии всех документов по делу и фиксировать даты передачи документов в страховую компанию в письменной форме!

Чтобы решить проблему уже сейчас звоните по номеру: +7 (4932) 34-40-27