Что? Где? Как?
Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ). В отличие от АРМ, специальная оценка условий труда представляет собой комплексный объем работ по оценке не только условий труда на рабочих местах, но и затрагивает вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.
В соответствие со ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда. СОУТ, установленную Законом № 426-ФЗ, должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники, за исключением:
— надомников;
— дистанционных работников;
— работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
СОУТ заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на рабочих местах с целью выявления на них вредных или опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, которые по степени вредности или опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
От установленного класса (подкласса) зависит, в том числе, размер дополнительного тарифа страховых взносов, уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам (например, дополнительный ежегодный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени) и так далее.
Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки. При этом организация, которая проводит СОУТ, должна соответствовать требованиям, указанным в вышеупомянутом Законе № 426-ФЗ.
Сведения об организациях, проводящих специальную оценку условий труда, а также об экспертах таких организаций вносятся в реестры, которые формирует и ведет Минтруд России. Рекомендуем при выборе организации удостовериться, что она и ее эксперты вправе проводить такую оценку. Реестры размещены на официальном сайте ведомства и с ними можно бесплатно ознакомиться.
Для проведения специальной оценки условий труда работодателю необходимо заключить с выбранной организацией гражданско-правовой договор.
Для проведения специальной оценки условий труда предусмотрены переходные положения о сроках.
Оценка условий труда должна быть проведена:
1) на ранее аттестовывавшихся рабочих местах — не позднее пяти лет с даты последней аттестации.
Однако, если истек срок действия результатов последней аттестации, по итогам которой условия труда на рабочих местах были признаны вредными и (или) опасными, спецоценку условий труда на таких рабочих местах необходимо провести безотлагательно. В отсутствие действующих результатов аттестации или спецоценки работодатель рискует быть привлеченным к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
2) на ранее НЕ аттестовывавшихся рабочих местах и введены в эксплуатацию до 01.01.2014, она должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.
Повторная плановая оценка условий труда проводится не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки.
Теперь поговорим об ответственности, предусмотренной за нарушение норм о специальной оценке условий труда За не проведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Подобными нарушениями порядка проведения могут быть признаны следующие действия (бездействие) работодателя:
1) несоблюдение срока проведения спецоценки;
2) неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
3) нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
4) проведение спецоценки без привлечения специализированной организации и так далее;
Максимальный штраф для организации может достигать 200 000 рублей, а для должностного лица организации и индивидуального предпринимателя 40 000 рублей. При этом при повторном нарушении может быть приостановлена деятельность организации или индивидуального предпринимателя.
Статью подготовила стажер Юридического бюро «Лебедева, Гущина и партнеры» Соколова А.А.