В связи с внесением изменений в жилищное законодательство (1) на практике возникла спорная ситуация по вопросу о том, кто обязан формировать и предоставлять для оплаты платежные документы для перечисления взносов на капитальный ремонт в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, в частности, когда он открыт на имя регионального оператора.

В соответствии с частью 2 статьи 171 Жилищного кодекса (Далее – ЖК РФ) взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Казалось бы, ответ на поверхности. Для определения субъекта, который обязан предоставлять платежные документы необходимо обратиться к статье 155 ЖК РФ. Однако при тщательном изучении данной нормы становится понятно, что законодателем такой субъект не определен.
Конечно, данный вопрос могут решить собственники дома. Так, в соответствии с частью 3.1. статьи 175 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.

Тем не менее, на практике собственники помещений в многоквартирном доме не принимают на общем собрании решений по данному вопросу, что неудивительно, поскольку для них принятие подобного решения является правом, а не обязанностью.

По мнению доктора экономических наук Васильева Ю.А. положение, сформулированное в ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ, должно дисциплинировать собственников помещений, напоминать, что именно они несут расходы на выставление счетов. Но если такое решение не было принято, есть основания применять общие нормы, согласно которым платежные документы выставляет управляющая организация (2) .

Конечно, принудить собственников провести общее собрание нельзя, однако следует иметь в виду, что в силу части 7 статьи 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные Жилищным Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На вопрос о том, кто должен нести обязанность по предоставлению платежных документов, ответ дает судебная практика. Как указано в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2017 N 11АП-4544/2017 по делу N А49-11532/2016 обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом Российской Федерации, только в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора (часть 1 статьи 171 ЖК РФ). Во всех остальных случаях — это обязанность органа, осуществляющего управление многоквартирным домом (ТСЖ, жилищный кооператив или управляющая организация) (3).

В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В подпункте «ж» пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 416 от 15.05.2013 приведен стандарт, касающийся организации и осуществления расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющей организации входят, в том числе, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений.

Таким образом, если законом субъекта Российской Федерации на регионального оператора обязанность по начислению и сбору взносов на капитальный ремонт не возложена, а общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме ответственное лицо не определено, то обязанность по оформлению соответствующих платежных документов и направлению их собственникам помещений лежит на органе, осуществляющем управление многоквартирным домом (управляющая организация, ТСЖ, жилищный кооператив).
______________________________________________________________________________
1. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
2. Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство. 2016 / под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева. М.: Солярис, 2016. 240 с.
3. Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2017 N 11АП-4544/2017 по делу N А49-11532/2016